|
Дети XXI века.
Спектр возможностей современного ребенка очень широк.
Хочешь учиться – пожалуйста - вот тебе современные технологии: компьютер,
интернет, развивающие или логические игры. Решил заняться спортом – превосходно
- на выбор множество секций: теннис, хоккей, плавание, легкая атлетика и так
далее. А сколько интересных, ярких красивых вещей! Все тебе - любимый
современный ребенок, все, для того чтобы тебе было комфортно, уютно и
интересно.
Однако, как отмечают специалисты образовательной
сферы, такие важные компоненты развития личности как интерес и мотивация к
деятельности значительно снизились у нынешнего поколения. Почему так
происходит? Ведь современному ребенку доступно намного больше, чем, к примеру,
детям 80-х годов.
Последние психологические исследования показали, что
наши дети получают иные ценностные ориентиры, нежели их сверстники 15 - 20 лет
назад. Увлечения современных
подростков изменили свой характер и из продуктивных, творческих стали потребительскими. Это не удивительно, ведь мы с вами вошли в
новую эру - эру 'материальных ценностей'. К примеру, сегодня школьник уже иначе
понимает слово дружба, если раньше друга выбирали по определенным личным
качествам (смелость, ответственность, умение хранить тайну и др.), то теперь
выбор зачастую определяет наличие у потенциального товарища последней модели
сотового телефона, или планшетного компьютера.
На психику современного школьника особенно влияет и та
информация, которую он получает через Интернет и телевизор. Сегодня психологи и
врачи рекомендуют школьнику смотреть телевизор не более часа в день, так как
это способствует возникновению психического напряжения, быстрой утомляемости и
снижению саморегуляции. Особенно это актуально для младшего школьного возраста.
Но как этого добиться на практике, если экраны телевизора
и компьютера буквально 'как медом намазаны' и со страшной силой притягивают к
себе ребят. И часто бывает так, что в повседневной жизни мы, сами подталкиваем
ребенка к телевизору и компьютеру, а порой полностью отдаем его 'на воспитание'
этим достижениям современной технической мысли. Как следствие, у современного
учащегося появляется все больше заболеваний психологического характера:
всевозможные фобии, тревожность, неадекватная самооценка, агрессия. Новое
телевидение преподносит ребенку только конечный результат успеха, а сам
трудоемкий процесс всегда оказывается за кадром. Во многом поэтому наши дети
часто ленятся на уроках, мало чем интересуются в жизни, ведь по телевизору или
в компьютерной игре все так просто и быстро получается. Для достижения реального
результата не нужно затрачивать время и прикладывать особых усилий.
Было проведено исследование в одной из школ
Санкт-Петербурга (выборка 5 - 10 классы) и предложили ребятам нарисовать
человека, который срывает яблоко. В результате больший процент учащихся
изобразил конечный результат, а не сам процесс, то есть человека, который уже
держит в руке яблоко. Можно по-разному интерпретировать все полученные
результаты экспериментов и исследований – ясно одно, что современный ребенок
нуждается в помощи взрослого человека, родителя, специалиста способного
показать и 'зажечь' искру интереса к тому, что происходит вокруг. Помочь
сделать выбор между пассивной, однообразной судьбой, в которой за тебя всегда
делают выбор, говорят, куда и зачем необходимо идти, и яркой, интересной
жизнью, в которой нет места меланхолии и однообразию.
Только во взаимодействии семья детский
сад могут помочь ребенку сформироваться, стать всесторонне развитой личностью,
успешным человеком, который умеет ставить цели и видит пути их достижения!
|
|