Капризы и упрямство малыша
Родителям
детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их
капризами, упрямством. Часто бывает трудно понять поведение ребёнка,
разобраться с причинами негативизма.
Подумаем вместе: как
вести себя родителям и что делать с кричащими, топающими, неуправляемыми
малышами?
Одно
родители должны помнить всегда: дети капризничают не потому, что они хотят
рассердить своих пап и мам или достичь определённую цель. Они просто не могут
унять своё упрямство. Это выше их сил.
Во
время приступа упрямства у детей вырабатывается большое количество адреналина -
гормона, вызывающего стресс. И тут они показывают невероятную силу, бросаются
на пол, брыкают ногами, размахивают руками. Но чаще всего кричат, пока у них не
перехватит дыхание. А отдышавшись, продолжают всё по-новому.
Во
время приступа упрямства дети плохо слышат и видят, не переносят, если в этот
момент их трогают руками. Они полностью не владеют собой. Приступы очень
утомительны для детей: они расходуют почти все свои силы, а после чувствуют
себя опустошёнными.
Что могут сделать
родители .
·
Предугадать, когда произойдёт очередная
вспышка упрямства, возможно не всегда. Самая лучшая тактика - это предоставить
ребёнку как можно больше физической свободы. Так ли уж плохо, если во время
прогулки ваш малыш с удовольствием топает по лужам или занят поиском корешков в
земле?
·
Приступа упрямства детей иногда можно
избежать с самого начала. Они не любят, когда их прерывают во время игры.
·
Не придавайте слишком большого значения
упрямству. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
·
Не пытайтесь в это время что-либо
внушать вашему малышу. Замечания, нотации в такой ситуации не имеют смысла. Он
сильно возбуждён и не может вас понять.
·
Будьте в поведении с ребёнком
настойчивы. Если вы сказали "Нет", оставайтесь и дальше при этом
мнении.
·
Дети очень чувствуют настроение
родителей. Старайтесь не показывать ребёнку своего раздражения, отрицательных
эмоций. Это может усилить приступ упрямства.
·
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ
упрямства у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только
одно - взять его за руку и увести.
Что необходимо знать.
·
Период упрямства начинается примерно с
18 месяцев. Но есть дети, которые начинают упрямиться уже в первый год жизни.
·
Как правило, фаза упрямства
заканчивается после трёх лет. Случайные приступы упрямства в более старшем
возрасте тоже вещь вполне нормальная.
·
Пик упрямства приходится на второй год
жизни.
·
Мальчики упрямятся чаще и сильнее, чем
девочки.
·
Приступ упрямства чаще всего происходит
в первую половину дня.
·
В фазе упрямства приступ случается у
детей до пяти раз в день. У некоторых - до 20 раз!
Если
дети по достижении трёх лет всё ещё продолжают часто упрямиться, то вероятнее
всего речь идёт о "фиксированном" упрямстве. Чаще всего - это
результат соглашательского поведения родителей. Они поддались нажиму со стороны
ребёнка.
Как
правильно вести себя с ребёнком
Уважаемые родители! Предлагаем
вашему вниманию несколько советов, которые помогут вам грамотно строить своё
взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить сыну или дочери радость
бытия и познания мира.
Ребёнок 2-3 лет интенсивно
овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. При этом важно
отметить, что умственное развитие связано с воспитанием ребёнка и возникает
исключительно, как говорят учёные, благодаря ранней социализации малыша, т. е.
благодаря взаимодействию с социальным окружением. Душевная жизнь ребёнка
начинается очень рано. Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в
эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живёт. Можно сказать, что
мы "лепим" дитя по своему образу и подобию. Он будет таким, каким
сделает его социальное окружение. Вывод один: духовно обогащённая окружающая
действительность - главное условие нравственно-этического развития личности
ребёнка.
В данный период психика ребёнка
устроена так, что ему необходимы многократные повторения одних и тех же
действий. При этом он каждый раз убеждается в своих возможностях и наслаждается
самим упражнением. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что
учёные назвали период второго года жизни (особенно после 1 года 6 месяцев) возрастом
"Я сам!". Если ребёнка лишить этого активного взаимодействия с
окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда
потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое.
Безразличие ведёт за собой духовную леность. Так теряются рациональные зёрна
раннего трудового развития человека, которые должны быть "посеяны"
уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой
ярко обозначена потребность в действии, а отсутствие её удовлетворения граничит
с кризисом в поведении. Уважаемые родители, помните, что, лишённый
самостоятельности в действиях с предметами, малыш начинает капризничать, не
подчиняться взрослому, протестовать всем своим существом. Так появляется
негативное явление - детская нервность.
Эмоциональная жизнь маленького
ребёнка, его чувства, первые радости и огорчения должны стать предметом
пристального внимания взрослых. Положительные эмоции, которые испытывает
маленький ребёнок, умело выполняя действие, непременно должны поощряться взрослыми.
Малыш будет испытывать эмоциональное удовлетворение только в том случае, если
он сам выполнит какие-то действия, а не тогда, когда взрослые, считая, что он
мал и беспомощен, сделают всё за него. Не следует требовать от ребёнка того,
что он не в состоянии понять. Частые запреты, наказания за незначительные
шалости приводят к тому, что ребёнок становится замкнутым и агрессивным.
Дети тонко чувствуют эмоциональное
состояние родителей. Не удивляйтесь, если заметите: плохое настроение мамы
передалось ребёнку. Он будет капризен, плаксив, беспокоен. Так же он реагирует
на ссоры между родителями, на их движения, тон голоса.
Классики
о воспитании детей.
«Приучать дитя вникать в душевное
состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать, -
значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым.»
Ушинский
«Детское "Дай", даже просто
протянутая молча рука должны столкнуться когда-нибудь с нашим "Нет",
а от этих первых "Не дам, нельзя не разрешаю" зависит успех целого и
огромного раздела воспитательной работы».
Корчак
«Первые впечатления могущественно
действуют на юную душу; всё дальнейшее её развитие совершается под их
непосредственным влиянием.»
Белинский
«Нельзя грубо вторгаться в душевную
организацию ребёнка. Дайте ему развиваться свободно, и он сам сумеет выбрать
то, что ему доступно и интересно.»
Конради
«Лучшее средство в деле воспитания -
это дать проявиться в душе ребёнка какому-нибудь хорошему чувств.»:
Щацкий
|