МДОАУ 
«Детский сад №1 
«Светлячок»
общеразвивающего вида»
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

(Чем же отличаются игры девочек и мальчиков?)

 

Часть Первая – «Мужские сказки

Очень часто нас спрашивают, какие сказки читать девочкам, а какие — мальчикам. Конечно, и девоч­кам, и мальчикам нужно читать самые разнообраз­ные сказки. Объявить определенные сказки «муж­скими» и не читать их девочкам, как и обратная си­туация, было бы странно.

В тендерном (половом) отношении все сказки, мифы, легенды, притчи можно условно разделить на три группы:

• «мужские»: главный герой — мужской персонаж (к таким сказкам можно отнести все мифы и леген­ды о героях, а также сказки, главные герои которых принадлежат к мужскому полу);

• «женские»: главная героиня (или героини) — пер­сонаж женского пола;

• «смешанные»: есть два главных героя обоих полов. Сюжет «мужских» и «жен­ских» сказок построен та­ким образом, чтобы герой (или героиня) самостоятельно разобрался с возникающими трудностями и извлек некий урок для себя. Сюжет же «смешанных» сказок, в которых действуют   антропоморфные герои, обязательно завер­шается воссоединением ге­роя и героини, свадьбой.

То есть «мужские» сказки отражают мужские стратегии по­ведения, отношение к жизни, уро­ки, а «женские» — соответственно, женские. «Смешанные» же сказки повествуют о взаимоотно­шениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.                                                                                                                                     

Поэтому для нас важны все три группы сказе Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.

Самыми популярными сказками для мальчиков являются «Три поросенка» и «Колобок». В них проявлен важнейший для мужчины архетип Борьбы. Причем если в «Трех поросятах» показан успешный сценарий победы над превосходящим силой npотивником, то в «Колобке» (где дополнительно актуализирован архетип Дороги) содержится важное предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. Фактически на этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии одним противником нужна сила, с другим — блеф; с третьим — осторожность и предусмотрительность, с четвертым — хитрость, с пятым — надежная команда и т. д.

 

 

Сказка о братьях-поросятах, несмотря на кажущуюся простоту, содержит три важные для мальчика идеи

Во-первых, соотношение принципов удовольствия и реальности. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф умеют радоваться жизни, наслаждаться моментом обретать радость в мелочах. Наф-Наф обладает здоровой прагматичностью. Для мальчика, мужчины важно найти внутри себя оптимальное соотношение принципов удовольствия и реальности, гибко определить меру в соответствии с текущим моментом.

Во-вторых, представление о враге и безопасности. Исторически мужчина несет функцию защитника. Способность  собирать информацию о враге, строить   стратегию борьбы с ним или защиты от него чрезвычайно важна для формирования мужественности. Источник беспечности Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа не в стрем­лении гулять и веселиться, а в неправиль­ном подходе к сбору информации о враге. И это обстоятельство характеризует их как плохих стратегов. Но вот вопрос: как соби­рал информацию о Волке Наф-Наф? Он при­нимал на веру слова старших или провел собственное расследование? В любом случае, зная противника, он обеспечил собственную безопас­ность. Итак, в сказке содержится важная для мужчины информация: прежде чем расслабляться, обеспечь безопасность.

В-третьих, стратегия борьбы с врагом. Как боролись с Волком поросята? Они убегали. Привело ли это к успеху? Нет, бегство только раззадорило Волка. Вывод напра­шивается сам собой: избегание и бегство от про­тивника неэффективно в тех случаях, когда врагом является Волк. Противник такого типа вряд ли пойдет на сделку, он не успокоится, пока не будет повержен или не увидит, что ему противостоит бо­лее мощная сила. Что это дает нашим поросятам? У них есть варианты: либо убить Волка, либо обра­титься за помощью к более сильному (например, Медведю). Они выбирают первый путь и придумы­вают хитрый план. Получается, что сказка симво­лически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. Креп­кое убежище, объединение сил, фактор удачи, ис­пользование собственного преимущества и сла­бых сторон противника — вот слагаемые успеха. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладыва­ет отпечаток на его взрослую жизнь. Все ранние знания о жизни «упаковываются» в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир. И в пер­вую очередь мальчик выделяет те модели поведе­ния, помогающие достичь успеха.

Если он видит, что побеждает силь­нейший, а над слабым потешаются, он будет стараться «качать мускулы». Если он видит, что побеждают хитрые, он будет совершенствовать свое искусство обмана. Если он ви­дит, что лидирующее положение занимает умный, он будет стремиться развивать собственные интеллектуальные потенциалы. Стремление доказать всем и самому себе свою мужест­венность, право на существование   обусловлено   архаической  природой мужского начала. Маль­чик видит, как ведут себя люди вокруг него, отмечает, успешны они или нет, анализирует,  стремится  объяснить причины неудач и успехов. Прекрасно, если рядом с ним будут опытные на­ставники, которые расскажут (ис­пользуя истории, мифы, легенды и сказки) о стратегиях достижения успеха, о типах противников и специфике борьбы с ними, о том, как находить ме­ру в удовольствиях и долженствованиях. Тогда у мальчика будет сформирована «библиотека» моде­лей успешного поведения.

Поэтому в процессе развития и воспитания маль­чика так важно показать ему как можно больше «мужских» моделей. Мальчики и сами их жадно впи­тывают: смотрят боевики (современные «мужские» сказки), занимаются спортом, тянутся к познанию «мужских» форм проведения досуга. Они стремятся попробовать свои силы и создают ситуации угрозы собственной жизни. Мужское начало целенаправ­ленно требует риска, проверки собственных сил, сферы приложения активности, приключения.

Для мальчика важно обладать всеми атрибутами социального успеха: принятием со стороны сверст­ников; желательно занимать если не лидирующее, то заметное положение; иметь успех у девочек; об­ладать деньгами и собственной территорией.

Задача психолога, воспитателя, педагога и родите­лей — рассказать о конструктивных средствах дости­жения этих благ. Здесь на помощь приходит обсуж­дение «мужских» сказок. Причем для мальчика цен­ность сказочной истории становится очевидной то­гда, когда он видит ее прикладное значение. Поэтому психологу, педагогу, воспитателю часто приходится в работе с мальчиками интерпретировать сказки, ми­фы и легенды с прагматической стороны, выделяя стратегии успеха и соотнося их с реальностью.

 

Часть вторая – сказкотерапия для женщин,

маленьких и больших

 

Давным-давно наши мудрые предки разделяли ме­тоды воспитания девочек и мальчиков. В мальчиках развивали мужественность, а в девочках — женст­венность. Наиболее популярными «женскими» сказ­ками являются «Красная Шапочка», «Маша и Мед­ведь», «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка» и др. Если в «муж­ских» сказках не всегда при­сутствуют женские образы, то во всех «женских» сказках обязательно есть мужской персонаж. Героине прихо­дится либо строить с ним от­ношения, вступая в борьбу («Красная Шапочка», «Маша и Медведь»), либо она готовит себя к счастливому супруже­ству     («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Золуш­ка»). Мечты, действия жен­ских героинь обязательно обращены к мужчине (за исключением, пожалуй, ми­фологических   амазонок). Это неудивительно. Прин­ципы Любви, продолжения рода,     основополагающие для женщины, не могут быть реализованы без участия  мужчины. Фактически все «женские» сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайну, вариации взаимоотноше­ний с мужчиной.

Начнем с того, что почти в каждой «женской» сказ­ке имеется определенный набор заданий для герои­ни. Во-первых, она должна перебрать перемешан­ные семена (мак, просо, чечевицу, горох и т. д.). Во-вторых, прибраться в доме или выполнить задание, требующее от нее хитрости, смекалки, но не приме­нения физической силы. Если мы знаем, что в этих простых заданиях на самом деле зашифрованы ос­новные женские навыки, давайте последовательно разберемся в их символизме.

Что же означает ПЕРЕБОР СЕМЯН? Здесь имеет ме­сто тонкий символизм женской избирательности. В бессознательном каждой женщины есть древние структуры, связанные еще с матриархальным опы­том. Одной из важнейших задач женщины был вы­бор достойного партнера, способного дать здоро­вое, сильное семя для продолжения рода. Женщина должна была перебрать множество мужчин, другими словами, «множество семян», чтобы выбрать самого лучшего. Поэтому тонкий символический смысл, урок первого задания героини таков: перебирая се­мена, выбирай достойнейшего, выбирай лучшего.

Что нам дает это знание для процесса воспитания девочки? Очень многое. Первое, чему мама, воспи­тательница, педагог должны учить девочку, это уме­нию выбирать для себя ЛУЧШЕЕ. А выбор лучшего тесно связан со способностью слушать себя.

Итак, мудрая мама говорит дочери: «Ты самая кра­сивая, твое доброе сердце бьется ровно и спокойно. Ты растешь и радуешь своей улыбкой весь мир. Моя маленькая принцесса, у тебя достаточно сил, чтобы быть счастливой, любить и быть любимой. Все, что задумаешь ты с любовью, обязательно исполнится. А печали обойдут тебя стороной. А если и случатся над твоей головой дождь и гроза, вся Природа, весь окружающий мир протянет тебе руку помощи. Принимай помощь с любовью, этим ты отблагода­ришь своих дарителей. Моя маленькая принцесса, я и весь мир любим тебя. Придет время, ты станешь дарить свою любовь и тем, кто будет дорог твоему сердцу. Не бойся любить, чем больше ты отдаешь, тем больше получаешь взамен. Слушай свое сердце, и оно подскажет тебе того, кто должен быть рядом с тобой. Это будет достойный, любящий тебя и пре­данный тебе человек. Ты обязательно выберешь его среди множества других. Как, перебирая крупу, ты отделяешь грязные, черные, некрасивые крупинки от красивых, так ты выберешь тех, кто достоин быть рядом с тобой. Моя маленькая девочка, ты рождена для того, чтобы быть счастливой».

Символизм второго женского урока (уборки дома) — это способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где бы она ощущала себя защи­щенной. Среду, в которой ее Сила не утекает, а пре­умножается. В более поздних пересказах известных сказок («Золушка», «Белоснежка» и др.) рассказыва­ется о том, что героиня все работы по дому делает сама. Фактически более поздние, искаженные, пере­сказы сказок передают девочке идею о неизбежно­сти домашнего труда, почти «до седьмого пота». Однако в большинстве «неискаженных» дидактиче­ским пересказом сказок героиня мало что делает са­ма, своими руками. Ей помогает весь окружающий мир: начиная от «бабок-нянек» и заканчивая малень­кими муравьишками.

Это не значит, что на самом деле девочка должна быть лентяйкой, совсем нет. Тонкий урок сказочной уборки дома заключается в другом. Девочка должна научиться создавать вокруг себя комфортную среду, а также принимать помощь. Необходимо помочь де­вочке развить в себе способность ощущать комфорт­ное гармоничное состояние на всех уровнях: физи­ческом, эмоциональном, ментальном и духовном.

Поэтому вместо слов: «Немедленно убери свои иг­рушки!» или «Приберись, наконец, в своей комна­те!», мудрая мать, воспитательница, педагог говорит совсем другие слова. Например, такие: «Солнышко, присядь, прислушайся к себе. Разве тебе удобно и приятно находиться в комнате, где разбросаны ве­щи и игрушки? Разве ты чувствуешь себя настоящей хозяйкой, когда вокруг тебя грязь и все лежит не­красиво, не на своих местах? Ты такая красивая, и красота должна окружать тебя. Давай вместе сделаем так, чтобы вокруг было красиво. А потом посте­пенно ты научишься это делать сама. Поверь, все, что внутри, то и снаружи. Пусть твоя красота, как в зеркале, отразится и в твоей комнате».

Мы рассмотрели только два женских урока, хотя их значительно больше. Кажется, что они просты по сути. Но оказывается, для того чтобы развить в себе эти женские качества, требуется большая внут­ренняя и внешняя работа.

Конечно, вы можете спросить, а зачем девочке нужно учиться выбирать лучшее для себя? Зачем нужно учиться создавать вокруг себя комфортную среду? Мы, сказкотерапевты, ответим так: чтобы не расплескать, поддерживать, чувствовать, прини­мать, дарить энергию Любви.

Именно Любовь является основным питанием Женственности. «...Часто вижу женщин, которые вы­плескивают свою любовь на мужчин, которые ими даже не увлечены... И божественная любовь раз за разом превращается в черную боль. Тогда женщи­ны, чтобы жить дальше, делают себе "заморозку" сердца и называют это «опытностью», — говорит московский писатель Сергей Селихов.

Именно эта «заморозка сердца» является причиной появления на социальной арене «многотиражной» «ложной» женщины. По большому счету, именно «заморозка сердца» служит истинной причиной об­ращения женщины к психологу. Проблемы с ребен­ком, с возлюбленным, с близкими родственниками, с партнерами по бизнесу — все это социальные проявления женской мифологемы Холодного Сердца. Образ «Снеж­ной Королевы» постепенно пре­вращается в социальный эталон, чуть ли не требование к женщине.

 

Каковы же «инструменты» для «заморозки»?

Можно вы­делить четыре основных ин­струмента.

Во-первых, это культивиро­вание прагматических ценно­стей в ущерб ценности Любви. Девочку косвенно (а иногда и на­прямую) обучают использовать других людей, особенно мужчин, в целях обеспечения себе достой­ной жизни. Фактически это обуче­ние изощренным манипуляциям, обману. Используя манипулятивные технологии, женщина может довольно быстро сделать карьеру или состояние. Но она не находит покоя внутри себя, ибо не чувствует Любви. Достаточно вспомнить «Сказку о рыбаке и рыбке» и увидеть, что женская ма­нипуляция, хоть и дает материальные блага, не дает удовлетворенности и гармонии.

Второй инструмент для «заморозки сердца» это страх. Страх быть отвергнутой, страх не­разделенной любви, страх предательства, страх одиночества. Женские страхи многолики, и если женщина не будет с ними бороться, не научится по­нимать их источник, в ее сердце вместо любви по­селятся страх и зависть.

Третий инструмент для «заморозки сердца» — это подмена чувства Любви объектом люб­ви. В женском сознании получил довольно широкое распространение миф о том, что источником любви является внешний объект. В основном мужчина. Принц поцелует Спящую Красавицу, и она проснется, полюбит. Появление мужчины, его действия по отно­шению к женщине являются основными условиями для возникновения Любви. И это — трагическое заблуждение. Женственность — это огромный резерву­ар Любви. Появление внешних значимых объектов — мужчины, ребенка, близких людей, животных — при­дает Любви направление, ускорение, особые краски, эмоциональную насыщенность. С появлением значи­мого другого переживание Любви внутри женщины обостряется. Обострение похоже на символическое пробуждение Спящей Красавицы. Вот это обостре­ние и принимается за саму Любовь. Теперь значимый другой воспринимается как носитель Любви. Все пре­красные переживания Любви связываются только с ним. Так происходит подмена: в качестве источника Любви воспринимается не внутреннее ощущение женственности, а мужчина (или ребенок, родитель, домашнее животное, предмет и пр.). Женщине кажет­ся, что с уходом источника уйдет и Любовь. Она ожи­дает от своего «источника Любви» постоянства, а так­же действий, направленных на поддержание Любви. Это невероятное заблуждение женщины приводит к тому, что она обязательно разочаруется во внешнем источнике Любви, особенно если этот внешний источник, объект Любви — мужчина.

Четвертый инструмент для «заморозки сердца» это культивирование во внутрен­нем пространстве боли, оби­ды и вины. К сожалению (или к счастью?), в жизни женщины мно­гое складывается не так гладко, как ей мечтается. В качестве реакции на обманутые ожидания появля­ются боль и обида. И многие при­выкают к переживанию обиды и боли. С другой стороны, от жен­щины окружающие часто требу­ют слишком многого: и любви, и внимания, и успехов, и «правиль­ных поступков». Но нормальная девочка, девушка, женщина не все­гда может справиться с объемом обязательств и долженствований. И тогда родители, учителя, мужья, дети, коллеги по работе и начальство— словом, весь мир делает все возможное для «процветания» во вну­треннем пространстве женщины чувства вины. И она к этому тоже привыкает. А привычки, как извест­но, устойчивы. И наступает момент, когда женщина, если не испытает хотя бы раз в день обиду, боль или вину, уже не чувствует, что живет. Она становится уже не источником Любви, а источником боли, обиды и вины для других людей.

Таковы основные инструменты «заморозки серд­ца», но есть и другие. Как же сохранить свое сердце живым и полным Любви? Как не превратиться в Снежную Королеву?

Как рассказать девочке, девушке, женщине о ее уни­кальном женском пути? Для этого, к счастью, написа­но много добрых (терапевтических) сказок….

 

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz